Родители всегда рассчитывали на то, что какую-то часть своего образования я обязательно получу за границей. Но когда они отправляли меня учиться в Лондон по окончании девятого класса, я и представить не могла, что всего через три года поступлю во всемирно известный Кембриджский университет. Но давайте по порядку.

Как все начиналось

Как и упоминалось выше, я закончила девять классов в своем родном Казахстане, в городе Семей, где я прожила всю свою жизнь, собрала чемоданы, попрощалась с родителями и уехала в Лондон, совсем одна, готовиться к поступлению в британский университет в колледже Эшборн (Ashbourne College). Здесь я провела три года: первый год я осваивалась и привыкала к новой обстановке и языку, пока училась на программе GCSE (эквиваленте нашего девятого класса), а последующие два года я проходила предуниверситетскую программу A-level, так как поступить в британский университет с отечественным аттестатом среднего образования, к сожалению, невозможно. Да и хотелось поближе познакомиться с британской системой образования прежде, чем поступать в их вуз.

На двухгодичном курсе A-level изучается до четырех предметов. Когда я определялась с выбором, думала, что в вузе мне предстоит учиться на журналиста: мне всегда нравилось писать, и тогда я еще не имела представления, что в британских университетах учатся не на профессию, а, как оказалось, углубленно изучают различные научные и социальные дисциплины. В итоге как предметы A-level я выбрала английскую литературу, испанский и русский языки и медиаведение.

Тогда-то я и узнала, что в англоязычном мире литературу преподают совсем не так, как это делается в отечественных школах. Стихи мы наизусть не учили, да и биографии авторов стали практически ненужными. Вместо этого мне открылся целый мир критического анализа литературных произведений: на каждом уроке мы разбирали метафоры и эпитеты, заостряли внимание на необычно построенных предложениях, на ритме слов в стихотворной строке, и все это в целях понять, каким образом письменное слово может вызвать в читателе целый ряд эмоций и, незаметно для него, повлиять на его мнения.

Этот мир казался мне невероятным, и это отражалось на моем участии в обсуждениях на уроках: мне всегда было что сказать, и литература быстро стала моим любимым предметом. Поэтому неудивительно, что однажды после занятий мой учитель, как бы невзначай, подкинул мне мысль оставить идею с журналистикой и задуматься об изучении литературы в вузе. А мои оценки предоставили мне свободу выбора по части подбора подходящего университета. Тут и родилась идея подавать документы в Кембридж.

Как я поступила в Кембридж

Чтобы поступить в Кембридж, необходимо пройти два отборочных этапа. На первом этапе отправляется мотивационное письмо и образец письменной работы кандидата. На втором этапе проводится собеседование на основе прочитанных кандидатом книг и дополнительное тестирование. После этого в течение месяца выносится решение о зачислении.

С момента, как я приняла решение поступать, началась интенсивная подготовка. Я составляла свое мотивационное письмо, передавала его учителям и после их доскональных проверок переписывала его заново. Они же забросали меня рекомендациями книг, которые я читала с утра до ночи, в том числе на школьных переменах и в автобусе по пути в и из колледжа. Дошло до того, что книги учителя мне всучивали в коридоре между уроками. Каждую неделю-две меня готовили к таинственному и навевающему страх Кембриджскому собеседованию в «реальных условиях», где мне приходилось анализировать незнакомые мне стихотворения без подготовки и, так сказать, «на лету». Дважды в неделю во время обеденного перерыва я посещала семинары по критическому мышлению, где мне прививали привычку анализировать все окружающие нас в повседневности изображения и тексты и замечать связь между, казалось бы, несвязанными предметами культуры, такими как, например, современная реклама и литература девятнадцатого века. Способность к критическому анализу пригодилась не только во время кембриджских собеседований, но и в моем дальнейшем обучении в этом университете.

Безболезненно пройдя на расстоянии первый отборочный этап (на котором отсеивается примерно 20% кандидатов), 10 декабря 2015 года я села в поезд и отправилась прямиком в Кембридж, где меня ждал напряженный день собеседований и тестов. К моему удивлению, таинственные Кембриджские собеседования оказались вовсе не такими жуткими, как я их себе представляла: мои наставники в Эшборне подготовили меня так, будто знали все вопросы, которые будут заданы мне, наперед, так что отвечала я легко и уверенно. Они даже предсказали автора, чьи стихи мне предложат проанализировать во время собеседования, и пока остальные кандидаты ломали голову над устаревшими поэтическими оборотами, я смело разобрала стих, будто уже изучала его ранее.

Тестирование было не труднее, и хоть я и не сталкивалась с произведениями, по абзацам которых были заданы вопросы, наработанная в Эшборне привычка замечать в тексте малейшие детали и обсуждать их с классом помогла мне преуспеть как во время собеседования, так и здесь. После трех часов непрерывного письма я кое-как дотащила ноги до вокзала и вернулась в Лондон совершенно измотанная.

После напряженного ожидания длиною в месяц я, наконец, получила заветное письмо от Clare College с эмблемой Кембриджа и поздравлениями. В конце учебного года я сдала экзамены и, получив нужные мне оценки для поступления, поехала получать высшее образование в Кембридже – студенческом городке, который за последующие три года стал мне вторым домом.

Английская литература: моя учебная программа в Кембридже

Семестры в Кембридже очень короткие: в общей сложности восемь недель. Каждый из них выделен на изучение одного периода литературной истории. Так, например, в первом семестре мы изучали литературу 19 века, во втором – британский Ренессанс, и так перепрыгивали из одной исторической эпохи в другую.

Одна из главных задач Кембриджа – это научить своих студентов самостоятельно вести научную работу, независимо от изучаемой ими дисциплины. В моем случае я училась писать диссертации на разные темы по интересующим меня литературным произведениям. Способ прививания необходимых для этого навыков очень прост: каждую из восьми недель семестра мы писали эссе длиною в 2000 слов. Каждый из нас сам выбирал произведения и тему, сам подбирал метод анализа и дополнительную литературу, сам подробно изучал все материалы и писал эссе о своих выводах. И так каждую неделю.

Так у студентов появляется возможность изучать каждый исторический период через интересующие их произведения. Если вам не нравится Диккенс, смело беритесь за Шарлотту Бронте или другого их современника. Рекомендуется пробовать все, но учиться всегда интересней, когда вас не заставляют проходить не интересующий вас материал, а вместо этого поощряют ваш выбор, тем самым естественно расширяя круг ваших интересов.

Хоть самостоятельная работа и является главной частью Кембриджского образования, преподавание, в основном представляющее собой лекции и семинары в небольших группах, не менее важно, так как оно помогает развить углубленное понимание изучаемого исторического периода у студента и расширить его академические интересы. Здесь рождаются идеи для будущих диссертаций и проектов.

Главная особенность преподавания в Кембридже, сделавшая этот университет известным по всему миру, – это еженедельные индивидуальные занятия c мировыми специалистами в своей области исследований. Самостоятельная работа студентов построена вокруг таких занятий, направленных на улучшение качества этой работы. Студенту предоставляется возможность обсудить свою работу, а также получить рекомендации  своего наставника, как по части литературы, так и по научному стилю письма. Так, своими наставлениями, специалисты своего дела готовят будущих исследователей.

Хоть большая часть Кембриджского семестра и проводится в нескончаемых умственных нагрузках, выделенное для самостоятельной работы свободное время имеет свои романтические преимущества. Город Кембридж является домом 116 библиотек, двери большинства из которых постоянно открыты для всех студентов этого университета. Здесь можно найти практически любую книгу, которая только была опубликована в Великобритании и за ее пределами. Главная библиотека города University Library располагает более чем 8 миллионами книжных томов, которые находятся в открытом доступе для обладателей студенческой карточки. В общем, такой проблемы, чтобы не было что почитать, здесь не бывает.

Некоторые из кембриджских библиотек впечатляют своей архитектурой, другие – красотой читальных залов. Есть библиотеки крохотные и уютные, а есть огромные и лабиринтообразные, где можно заблудиться; есть библиотеки старинные, построенные в 16 веке, а есть современные с декором в стиле модерн. За партами этих чудесных и самых разнообразных зданий и проходят дни Кембриджского студента.

Если нет желания весь день томиться в здании, в солнечную погоду студенты собирают свои книжки и располагаются с ними на берегах реки Кам, в садах своего колледжа или на многочисленных газонах вокруг библиотек. А весной здесь даже проводятся индивидуальные занятия и семинары уставшими от своих кабинетов профессорами.

Обязательные произведения, такие как пьесы Шекспира, мы часто читали по ролям всей группой (нас было всего десять человек). Часто засиживались после, общались. Совмещали, таким образом, приятное с полезным.

Жизнь в Кембридже

Примерно одна шестая населения города Кембридж – студенты одноименного университета, поэтому множество развлечений города предназначено именно для молодого поколения. Спортивные лиги, музыкальные кружки, самые разнообразные клубы по интересам, от настольных игр до дегустации сыров: здесь есть все, что только можно себе представить.

Например, мое свободное время было занято театром. ADC, один из главных театров Кембриджа, полностью управляется студентами: студенты продюсируют и режиссируют пьесы и мюзиклы, играют в спектаклях, занимаются постановкой света и звука, иногда даже пишут сценарии сами. Я часто играла роль критика и писала отзывы о пьесах от лица кембриджской студенческой газеты Varsity. Раз в неделю я выбирала интересующее меня шоу из проходящих в городе представлений, брала с собой блокнот и ручку и усаживалась в первом ряду по особо выделенному мне билету, подписанному «для критика». Так я посмотрела множество чудесных представлений, при этом не заплатив за них ни пенни. А на третьем курсе мне даже довелось поставить пьесу собственного сочинения и испытать на себе как проходит театральная жизнь за кулисами.

И конечно, какая бы эта была статья про Кембридж, если бы я не упомянула знаменитые кембриджские развлечения. Традиционные ужины из трех блюд в грандиозных залах колледжей, катание на лодках-пантах по реке Кам, ежедневные прогулки по крохотным живописным улочкам города и длинные полудни, проведенные в кафе в милых кембриджских закоулках: все это действительно было. Но я бы ни за что не смогла оказаться здесь и испытать все это, если бы не та подготовка и поддержка, которую оказали мне в моем подготовительном колледже, колледже Эшборн. За те три года, что я провела в Кембридже, я совершила множество поездок в Лондон ради того, чтобы навестить свой старый колледж, повидаться со своими учителями и посетить мои любимые семинары по критическому мышлению, благодаря которым я и поступила в этот всемирно известный университет. Но самое главное, мои преподаватели верили в меня, в мои способности, они вдохновили меня стремиться к лучшему, и я им за это очень благодарна. Спасибо Эшборну за то, что подарил мне чудесные воспоминания и светлое будущее!

Анна Шматенко